Централизуйте свой бизнес! 29.06.2023
Централизация процессов занимает ведущее место в ведении аптечного бизнеса.
Тема одновременно простая и в то же время очень сложная. Раскроем основные понятия, акцентируем внимание на том, с чем уже столкнулись. Будем рады обратной связи! Делитесь своим опытом!
В любой организации возникает вопрос распределения полномочий, который является важнейшей проблемой при выборе конструкции организации. При этом существуют два принципиально разных подхода: централизация и децентрализация.
Централизация – это концентрация прав принятия решений, сосредоточение властных полномочий на верхнем уровне руководства организацией. Децентрализация – это передача или делегирование ответственности за ряд ключевых решений, а следовательно, и передача соответствующих этой ответственности прав на нижние уровни управления организацией.
Преимущества централизации
- Централизация улучшает контроль и координацию специализированных функций, уменьшает количество и масштабы ошибочных решений, принимаемых менее опытными руководителями.
- Сильное централизованное управление позволяет избежать ситуаций, при которых одни аптеки растут и развиваются за счет других или организации в целом.
- Централизованное управление позволяет более экономно и легко использовать опыт и знания персонала.
- Приводит к экономии соответствующих затрат и средств.
Недостатки централизации
- важнейшие решения принимаются лицами, оторванными от жизни и плохо представляющими себе конкретную ситуацию, в то время как исполнители, которым ситуация хорошо знакома, от выработки и принятия решений устранены и вынуждены принимать навязанные им решения в принудительном порядке;
- подавление творческой инициативы персонала в решении производственных задач организации.
Преимущества децентрализации
- позволяет оперативно решать проблемы;
- позволяет принимать объективные решения;
- придает гибкость организации;
- стимулирует инициативу, развивает творческие способности руководителей среднего и низшего уровней.
Недостатки децентрализации
- в результате обособленности процесса принятия решений и концентрации его на нижних этажах управленческой структуры зачастую слабо учитываются или вовсе игнорируются интересы других подразделений и организации в целом;
- решения часто носят тактический характер, оказываются мелкими, малоэффективными;
- отсутствие общих правил и процедур выработки и принятия решений.
- ослабление контроля и единства в действиях;
- стремление к обособлению структурных звеньев.
В больших сетях (федеральных) нет места децентрализованному подходу. Рынок меняется, тенденции тоже, руководителями выстраивается стратегия, затем согласовываются все бизнес-процессы, и только потом в точно сформулированной форме спускаются на места.
Менее масштабные сети не торопятся полностью централизовать все процессы. Хотя, с каждым днем рынок «поджимает», и заставляет пересматривать свой подход.
Наш совет: Централизуйте, все что можете!
- Разработайте стратегию работы. Стратегию категорийного управления в том числе. Что продавать, как продавать, по какой цене продавать, как стимулировать продажи, как работать с конкурентами.
- Разработайте/скорректируете механизмы внедрения стратегии — как осуществлять заказ, контроль всех показателей, переоценка, работа с контрагентами, кто за что отвечает и т.д.
- Автоматизируйте процессы. Напишите ТЗ для автоматизации тех механизмов, которые понимаете.
- Опишите все процессы работы, в т.ч. работы с автоматизацией, для персонала «на бумаге».
- Делегируйте готовые механизмы уполномоченным лицам.
- Получайте обратную связь от всех уровней делегирования.
Централизация — это про стратегию ведения бизнеса. Категорийное управление — это про деньги!